1-ая ступень: талант Человек понимает, что он может
писать. Это может быть школьное сочинение, не скаченное из Интернета,
заметка в газету, стих, рассказ – все, что дает простор для творчества и
позволяет выражать свои мысли и эмоции. «Талант» может так и остаться
на всю жизнь «талантом», написав 2-3 вещи, а может подняться на
следующую ступень. Тогда он уже будет… 2-я ступень: новичок
Это уровень пробы пера. У автора еще нет своего стиля, он пишет больше
по шаблонам или, наоборот, в противовес шаблонам – хочет казаться
оригиналом. Но он пишет! Друзья и родственники с восторгом хвалят его
творения, но когда автор показывает их более широкой публике, пытается
опубликовать – отзывы чаще всего бывают не столь лестными. Иногда автор
на этом и останавливается, плюет на литературу, забывает о своих
экспериментах и погружается в повседневную суету. А иногда он понимает,
что способен на больше. И он становится… 3-я ступень: ученик
На этой ступени начинающие авторы делаются студентами литвузов,
посещают курсы, кружки, студии, читают специальную литературу – одним
словом, учатся. «Ученики» – это люди, которые хотят писать и знают,
зачем им это нужно: хотят стать хорошими известными писателями,
зарабатывать деньги на сочинительстве, просто хотят грамотно владеть
словом и т.п. – у каждого своя цель. «Ученики», как правило, с
удовольствием воспринимают конструктивную критику, пробуют работать в
разных стилях и жанрах, много пишут, участвуют в различных конкурсах и
очень радуются положительным рецензиям, которые дают веру в себя. Если
«ученик» не ломается на полпути, он получает множество полезных навыков,
у него уже почти выработался свой стиль. Он готов идти дальше. Он уже
чуть больше, чем ученик. Он… 4-я ступень: подмастерье
«Подмастерье» - это ученик с опытом. Он хорошо владеет словом, пишет
грамотные, добротные тексты. Он распознает стилистические ошибки,
способен отличить стоящие работы от ширпотреба. Он уже очень хочет
признания, он понимает, что достиг определенного уровня. Но зачастую в
его работах не хватает глубины, они поверхностны, хотя и выполнены
качественно и вполне умело. «Подмастерье» активно общается с коллегами
по цеху, он чувствует себя крайне комфортно в среде единомышленников.
Уровень «подмастерья» – это уже хороший уровень. Это уровень графоманов
со стажем, тех, для кого сочинительство – хобби, отдушина, возможность
для самовыражения. Множество прекрасных «подмастерьев» печатаются на
прозе.ру и других сетевых ресурсах. Дальше подниматься вовсе не
обязательно. Однако, если автор все же решиться, то через некоторое
время он неизбежно станет… 5-я ступень: мастер Мастер
слова – это автор, уверенный в себе. Уверенность подтверждают победы в
ряде серьезных литературных конкурсов, высокий рейтинг на прозе.ру и
подобных сайтах, наличие нескольких опубликованных книг, сложившийся
круг читателей, отличный стиль письма, интересные сюжеты. Быть
«Мастером» почетно – многие «Мастера» – это члены Союза Писателей,
лауреаты серьезных премий. Но ступень под названием «Мастер» имеет один
недостаток. «Мастера», как правило, неизвестны широкой публике. Для
того, чтобы по-настоящему прославится, необходимо перейти на следующий
уровень, который называется… 6-я ступень: Большой мастер
Имена писателей, восседающих на шестой ступени, на слуху. Их книги
издаются миллионными тиражами, их хвалят критики, их любит «умная»
публика. Они получают самые престижные награды – Букеровскую,
Пулитцеровскую и прочие премии. Это писатели уровня Улицкой, Гришковца,
Ерофеева… Их произведения – золотой фонд современной литературы. Но кого
из них будут помнить лет, скажем, через сто? Трех из десяти, тех, кто
однажды окажется на самом последнем, седьмом уровне, тех, кого назовут… 7-я ступень: Гений
Произведения этих писателей переживают авторов, их изучают в школах и
ВУЗах, они попадают в раздел «классика». Авторы уровня «гений» - это те,
кто вносит что-то новое в литературу, чьи слова ярче и правдоподобнее
передают события эпохи, в которой жил писатель. Конечно, можно
сказать, что настоящие гении – это те, кто перескакивает на седьмую
ступень сразу же, мгновенно, прямо с первой, с уровня «талант». Но… Не
иллюзия ли это? Во всяком случае, для современной литературы? Когда уже
трудно поразить новаторством стиля и незатертостью сюжета? Можно ли, не
выучив азбуку, написать роман? Лично я очень сомневаюсь. Но стать
«гением», научившись быть «мастером» или даже хорошим «подмастерье», -
это, на мой взгляд, реально. Хотя все ли стремятся быть гениями?
И всем ли писателям нужна слава, деньги, признание потомков? Может
быть, главное – это радость творчества? Умение услышать «голоса» в своей
голове и, «легким движеньем руки», перенести их на бумагу? Умение
поделиться мыслями, чувствами, радостями и тревогами? Каждому свое,
Кесарю – кесарево. Главное – понять зачем ты пишешь и чего хочешь этим
добиться. Хочешь быть писателем – будь им. А вот каким писателем –
хорошим или плохим – зависит от уровня притязаний, терпения и, конечно
же, таланта.
|